Главная страница Контакты Карта сайта
Нотариальная палата СПб

Наследственные дела

Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя. Местом жительства по российскому праву считается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Как правило, этот факт подтверждается справкой о регистрации по определенному месту жительства либо решением суда о подтверждении факта последнего места проживания.

По вопросам оформления наследственных прав после граждан умерших до  01 января 2012 года нужно обращаться к нотариусам, в соответствии с Порядком распределения

По вопросам оформления наследственных прав после граждан умерших с 01 января 2012 года можно обратиться к любому нотариусу в связи с введением программы "Наследство без границ"

 Нотариальным законом, принятым в 1993 году, предусматривается, что оформлением наследственных дел будут заниматься государственные нотариусы. И лишь в исключительных случаях, при отсутствии в нотариальном округе государственных нотариальных контор, допускается ведение наследства частными нотариусами. В Санкт-Петербурге имеет место как раз такой исключительный случай. Ввиду того, что государственных нотариальных контор в городе не осталось, ведением наследственных дел занимаются частные нотариусы.

 Не нужно опасаться, что документы, оформленные частными нотариусами, обладают меньшей законной силой. И государственные, и частные нотариусы имеют высшее юридическое образование, лицензию на право осуществления деятельности, назначаются на должность в одинаковом порядке. Организационно это выглядит так: нотариусу, занимающемуся частной практикой, поручается вести определенные наследственные дела в нотариальном округе, на основании совместного решения Главного управления Министерства юстиции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Нотариальной палаты Санкт-Петербурга.

В большинстве своем нотариусы, ведущие наследственные дела, много лет проработали в государственных нотариальных конторах, занимались оформлением наследственных прав, будучи еще государственными нотариусами, хорошо знают действующее законодательство, имеют большой опыт. Стоимость оформления наследства также одинакова, что у частного нотариуса, что была бы в государственной нотариальной конторе. Частный же нотариус, в отличие от государственного, несет даже материальную ответственность в случае причинения вам ущерба.

Ведет наследственное дело и занимается оформлением наследственных прав после каждого конкретного наследодателя занимается только один определенный нотариус. Это сделано для того, чтобы исключить случаи открытия у разных нотариусов нескольких наследственных дел с одним наследодателем и на одно и то же имущество, но по заявлениям разных наследников (например, когда у одного нотариуса оформляет наследство сын от первого брака, а у другого третья жена наследодателя, и ни один из наследников не сообщает своему нотариусу о наличии других).

Также необходимо помнить о том, что хотя само заявление о принятии наследства (либо об отказе от наследства) можно оформить у любого нотариуса, то для того чтобы это заявление повлекло определенные юридические последствия (например, чтобы не было пропуска срока принятия наследства, или чтобы был принят целенаправленный отказ), оформленное надлежащим образом у другого нотариуса заявление должно быть подано лично или отправлено почтой в установленный законом 6-месячный срок тому единственному нотариусу, который будет вести ваше наследственное дело.

 

ДЛЯ ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО НОТАРИУСУ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ И СВЕДЕНИЯ:

 

1. Заявление о принятии наследства, поданное до истечения шести месяцев со дня смерти наследодателя в нотариальную контору по его последнему месту жительства.
2. Документ, удостоверяющий личность лица, обратившегося за совершением нотариального действия. В случае если за совершением нотариального действия обращается представитель помимо документа, удостоверяющего личность представителя, необходимо предоставить нотариально удостоверенную доверенность. При обращении законных представителей необходимо предоставление свидетельства о рождении ребёнка.
3. Свидетельство о смерти наследодателя.
4. В зависимости от основания наследования нотариусу должны быть представлены:
- при наследовании по закону документы, подтверждающие родственные отношения с наследодателем, например свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака и т.д.,
- при наследовании по завещанию – завещание.
5. Документ, подтверждающий место открытия наследства. В таком случае предоставляется справка о регистрации наследодателя по месту жительства с отметкой, о снятии с регистрационного учета в связи со смертью.

На наследуемое имущество, в том числе на имущественные права, необходимо представление документов, подтверждающих принадлежность наследодателю имущества на праве собственности, а также имущественных прав на день открытия наследства.

ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ В ОТНОШЕНИИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА:


1. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества (квартиры, жилые дома, земельные участки, нежилые помещения и т.д.). Такими документами могут быть: свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, мены, дарения и т.д.
2. Свидетельство о государственной регистрации права (для объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы после 15.07.2016 года - Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним). В случаях, если для совершения нотариального действия необходимы сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, или сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, нотариус самостоятельно, руководствуясь статьей 47.1 Основ законодательства РФ о нотариате, запрашивает и получает вышеуказанные сведения.
3. Документы о стоимости недвижимого имущества. Для объектов недвижимого имущества стоимость, как правило, определяется на основании данных государственного кадастра недвижимости. Для иного имущества передаваемого в порядке наследования стоимость определяется на основании заключения оценщика или инвентаризационной стоимости.

ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ В ОТНОШЕНИИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ:


1. Паспорт транспортного средства;
2. Свидетельство о регистрации ТС;
3. Отчет о рыночной оценке автомототранспортного средства.

ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ В ОТНОШЕНИИ АКЦИЙ:

1. Выписка из реестра владельцев ценных бумаг (указанная выписка предоставляется по запросу нотариуса);
2. Отчет о рыночной стоимости акций.

ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА В КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ:


Необходимо предоставление Сведений о наименовании кредитного учреждения, в котором хранятся денежные средства. Сведения о размере денежных средств, принадлежащих наследодателю, определяются на основании сведений предоставленных кредитным учреждением по запросу нотариуса.

 


 

 

Примечание:

Обращаем Ваше внимание, что перечень вышеуказанных документов не является исчерпывающим. Нотариус в каждом конкретном случае, индивидуально определяет достаточность представленных документов для выдачи свидетельства о праве на наследство.